Среда, 24 Июня 2015 20:13

Ученые: голодный красный карлик превратил планету-гиганта в "комету"

Снимки с "Хаббла" и "Чандры" помогли планетологам выяснить, что газовый гигант Gliese 436b является своеобразным подобием кометы благодаря ненасытности ее звезды, чье рентгеновское излучение "выдирает" тысячи тонн водорода каждую секунду из атмосферы планеты.

Газовый гигант Gliese 436b превратился в гигантское подобие кометы благодаря ненасытности ее звезды, чье рентгеновское излучение "выдирает" тысячи тонн водорода каждую секунду из атмосферы планеты, заявляют планетологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Примерно тысяч тонн водорода сгорает каждую секунду и уносится из атмосферы GJ 436b – это не такая большая цифра, и каждый миллиард лет планета теряет всего 0,1% от своей общей массы. Похожие и гораздо более драматичные процессы, как мы полагаем, должны происходить и на других экзопланетах, вся атмосфера которых может испариться или унесена в космос", — рассказывает Питер Уитли (Peter Wheatley) из университета Уорика (Великобритания).

Данный газовый гигант был открыт еще в 2004 году группой американских астрономов по колебаниям в скорости движения его звезды по небосводу. GJ 436b обращается вокруг небольшого красного карлика Gliese 436, чья масса составляет 0,41 от солнечной, а радиус — 0,42 от аналогичной характеристики Солнца.

Еще три года назад планетологи заметили некие странные колебания в мощности инфракрасного излучения Gliese 436, которые вызывались периодическим прохождением "горячего нептуна" по диску светила. Открывшие этот феномен астрономы посчитали, что свечение красного карлика периодически ослаблялось еще одним объектом, гораздо меньшим по размерам, чем GJ 436b, и заявили об открытии небольшой землеподобной планеты, которой они присвоили имя UCF-1.01.

Уитли и его коллеги показали, что данные колебания в мощности излучения могли быть порождены не присутствием другой планеты, а гигантским газовым "хвостом" GJ 436b, наблюдая за ней при помощи рентгеновского телескопа "Чандра" и ультрафиолетовой оптики "Хаббла".

Эти наблюдения раскрыли неожиданный феномен – проход планеты по диску светила в ультрафиолете начинался за два часа до того, как GJ 436b начинает затенять собой свет звезды в области видимого света. Аналогичным образом, газовый гигант продолжал заслонять ультрафиолетовые лучи на протяжении трех часов после того как планета покидала диск звезды.

Подобное "раздвоение личности" возможно только в том случае, как отмечают астрономы, если за планетой тянется гигантский "хвост" из водорода и прочих газов, которые взаимодействуют с ультрафиолетовым излучением светила и "заслоняют" часть его от глаз наблюдателей на Земле.

Данные с "Чандры" дали объяснение существованию подобному кометному "хвосту" – его порождает мощное рентгеновское излучение красного карлика, постепенно "объедающее" атмосферу горячего нептуна и уносящее большие количества водорода из внешних оболочек GJ 436b.

О существовании подобных процессов ученые знали достаточно давно, однако до сих пор им удавалось найти лишь полностью "ободранные" ядра бывших горячих юпитеров и горячих нептунов, вращающихся вокруг красных карликов, похожих на GJ 436. В данном отношении GJ GJ 436b сильно повезло – "аппетиты" ее звезды остаются достаточно скромными и планета доживет в относительной сохранности до самой смерти красного карлика.